Велосипедное седло
Существует следующее «официальное определение» для велосипедного седла — это часть велосипеда, которая вместе с педалями и рулем несет на себе (или принимает на себя) большую часть массы тела велосипедиста. К вело-седлу есть только два требования, оно:
- должно быть удобно для передвижения;
- и не должно мешать управлению транспортным средством, в частности педалированию.
Оглавление: 1. Конструкция велосипедного седла 2. Виды и варианты вело-седел 3. Как отрегулировать положение вело-седла 4. Как следует выбирать вело-седло
Конструкция велосипедного седла
Седельный конструктив несложен. Седло надевается на специальный подседельный штырь. И закрепляется. В свою очередь подседельный штырь вставляется в трубу (подседельную) рамы.
Что же касается конструкции самого седла, то она состоит из четырех обязательных частей:
- металлической рамки, крепящейся к подседельному штырю на специальный зажим;
- пружинящей под весом велосипедиста основы из сверхпрочного пластика, которая закреплена на рамке в трех опорных точках;
- смягчающей подкладки (с гелевыми вкладками или из пенящегося материала):
- внешнего чехла.
Форму седла задает именно основа. Раньше ее делали из толстой натуральной кожи. И хотя такие седла были жесткими и неудобными при «обкатке», именно они принимали со временем идеальную, анатомически верную для каждого велосипедиста форму. Толстая кожа требовала специального ухода (чтобы не пересыхала, не мокла и не растрескивалась) и регулярной смазки, но оно того стоило.
В седлах ведь самое ценное — это максимальное соответствие анатомическим особенностям человека. Причем, не человека «вообще», а конкретного велосипедиста. Именно поэтому сейчас моделей седел выпускается великое множество. И женских, и мужских, и для городской езды, и для длительных поездок и для любых других. И каждый велолюбитель может выбрать сидение под себя с учетом не только личных параметров, но и стиля езды.
Виды и варианты вело-седел
У седел, в зависимости от их назначения и установки на определенной модели велосипеда, могут быть разными:
- профильная форма;
- ширина;
- степень жесткости/мягкости;
- длина.
Например, на дамских моделях устанавливаются широкие седла (ведь анатомически у дам таз шире, чем у мужчин), которые не натирают внутренних сторон бедер и не давят на промежность. Иногда на женских седлах делаются специальные отверстия в середине основы, чтобы нагрузку на промежность свести к минимуму.
Для длительных поездок выпускаются седельные модели поуже и пожестче. Для кратковременных — пошире и помягче. На многих велосипедах устанавливаются амортизаторы, которые существенно смягчают толчки при движении. Такие амортизаторы (специальные пружины или эластомеры) между основой седла и его рамкой практически незаменимы при жесткой езде — например, по пересеченной местности.
Чехлы же для седел делают из материалов нескользких, «дышащих» и устойчивых к износу. Те, кто любит сидения помягче, могут надевать дополнительный еще и чехол из специальных материалов.
Как отрегулировать положение вело-седла
У большинства моделей современных велосипедов имеется возможность отрегулировать седло по трем основным параметрам:
- Высоте. Для этого необходимо выдвинуть или, наоборот задвинуть поглубже подседельный штырь из рамной трубы.
- Наклону. Отрегулировать позволяет крепежный зажим, соединяющий седло с подседельным штырем.
- Направлению вперед-назад. Тут регулировка происходит за счет выбранного движения рамки в зажиме.
Установка седла правильным образом обеспечивает правильное педалирование и равномерное распределение нагрузок в человеческом теле. А вот неправильная установка (чаще всего слишком низкая) ведет к увеличению нагрузки на колени и быстрой утомляемости велосипедиста. Завышенный же передний наклон сидения делает непомерно высокой нагрузку на плечи, руки и спину.
Специалисты считают, что грамотной является горизонтальная установка седла с очень небольшим наклоном назад или вперед — кому из велолюбителей как комфортнее.
Как следует выбирать вело-седло
Для грамотного выбора велосипедного сидения требуется соблюдать простые, но действенные правила:
- подбирать седло под конкретную модель велосипеда;
- смотреть седла индивидуально, ориентируясь на точные анатомические параметры конкретного велосипедиста, что называется, «с сантиметром в руках»;
- выбирать вело-сидения из качественных материалов — по возможности, натуральных или специально разработанных, инновационных;
- ориентироваться на индивидуальную манеру и продолжительность собственной вело-езды.
Многие смотрят и на внешний вид приобретаемого велосипедного седла. Особенно, если речь идет о женщинах. Некоторые производители выпускают даже специальные модные коллекции. «Красивый» параметр не является, конечно, существенным, но почему бы не обзавестись по-настоящему визуально привлекательным сидением? Главное, чтобы оно соответствовало всем «правильным» техническим и эксплуатационным требованиям.
Нужно еще, чтобы седельная поверхность не была скользкой или слишком рельефной, а такое нередко встречается в недорогих коллекциях азиатских производителей.
В идеале у велосипедиста или велосипедистки, которые даже не занимаются профессиональным вело-спортом, а просто активные любители, должно быть 2 седла — для дальних и коротких поездок соответственно. Но это, конечно, не рекомендация, а, скорее, теоретическое предположение, потому что мало кто из непрофессионалов захочет менять сидения на своем «коне» туда-сюда. Поэтому особенно важно правильно выбрать действительно подходящее седло.